S.T.A.L.K.E.R.: Shadow
of Chernobyl - без сомнения, главная на сегодняшний день "славянская"
игра. Конечно, нам было чем хвастаться и до "Сталкера", и после него,
но это - чуть ли не единственное детище игропрома на постсоветском
пространстве, у которого нашлись поклонники на Западе. Сквозь горы
сомнительных экшенов и низкобюджетных перепевок забугорных хитов
неожиданно проклюнулась история о Чернобыле, новом взрыве и мрачном
будущем, навеянная книгами Стругацких и нетленной Fallout.
При
всех его недостатках, S.T.A.L.K.E.R. нельзя не уважать хотя бы за
атмосферу. И дело здесь не только в "русском духе" - ржавых запорожцах,
водке "Казаки", советских рублях и агитационных плакатах того же
времени. Shadow of Chernobyl воссоздавал постапокалиптическое будущее с
таким же рвением, масштабом и прилежностью, как когда-то это делала
Fallout. Исследовать свалки техники, пугающие леса и заброшенные
катакомбы в этом мире было даже интереснее, чем отстреливать бандитов,
вояк и кровососов. Короче, S.T.A.L.K.E.R. перерос свой жанр.
Приквел
в таком контексте пришелся как нельзя кстати. Подретушировать графику,
добавить пару новых возможностей, исправить раздражающие промахи - в
первую очередь баллистику, и вот он - идеальный S.T.A.L.K.E.R. готов. В
GSC решили немного переработать старые локации, добавить парочку новых,
но фактически следовали этой схеме. Даже пугающая графа "дата выхода"
не ужасала далеким будущим, а твердо обещала, что в 2008 году проект
закончат. И вот "Чистое небо" добралось до прилавков. На этом месте
очень удачно смотрелось бы картинное многоточие, потому что дальнейшие
события развивались, будто в трагикомичной пьесе. Причем юмор оказался
"черным". Clear Sky, один из главных PC-эклюзивов этого года, вышел
НАСТОЛЬКО забагованным, глючным, нестабильным и тормозящим, насколько
это вообще возможно.
Ирония судьбы
"Чистое небо"
делали полтора года - немалый срок, фактически, время стандартного
цикла разработки на Западе. Может, GSC банально не успела? Но ведь были
бета-тестеры, о чем рапортует официальный форум, были проверки на
всевозможных конфигурациях. Повлиял перенос даты релиза? После того,
как версия Clear Sky "утекла" в безграничные просторы интернета, выход
приблизили на неделю. Вряд ли за это время ситуация кардинально
поменялась бы, да и сам мастер-диск уже ушел на тиражирование. В любом
случае, в результате получилось то, что получилось. Краткий список
финальных итогов: патч на следующий же день, гневные тирады на форумах,
любительские модификации и исправления... Список багов "Чистого неба"
поражает - по нему вполне можно написать энциклопедию, толщиной не
уступающую иным научным трудам.
Самое банальное - вылеты при
переходе на определенную локацию. У иных страдальцев S.T.A.L.K.E.R.
сворачивается и рапортует об ошибке чуть ли не каждую минуту, некоторые
насчитали по 300-400 (!) сбоев. Другая проблема - неработающие
сохранения. Только вы запускаете игру, как выясняется, что загрузиться
нельзя. В связи с этим рекомендуют устанавливать "Чистое небо" в папку,
содержащую только латинские символы, и сохраняться чаще. Вообще, фонтан
ошибок неиссякаем - трудно представить, что игра выкинет в следующий
раз. У автора обзора, например, невинная попытка переназначить
управление обернулась зависшим скриптом (кстати, единственный
положительный момент - пулемет вояк на Кордоне, поливавший огнем уже
минут пять, неожиданно затих) и "сломанным" PDA. Ключевые задания,
равно как и второстепенные, перестали отображаться. А после того, как
злополучный момент был переигран, картинка неожиданно начала тормозить
на ровном месте, хотя раньше ничего подобного не было.
С новым
S.T.A.L.K.E.R. стоит быть предельно осторожным - никогда не знаешь, чем
обернется незначительное на первый взгляд действие. В интернете
появляются специальные руководства, в которых подробно описано, чего
нельзя делать, какие предметы ни в коем случае не стоит поднимать и в
каком порядке нужно выполнять задания. Если подумать, все это просто
невероятно смешно. В шутере с открытым миром опытным путем
устанавливают, куда лучше не ходить и чего не брать! Даже первый патч
слабо помог, но зато добавил еще одну ошибку. В раскиданных по Зоне
ящиках теперь лежат кучи всевозможных патронов, и из-за этого
происходят вылеты. Когда ситуация исправится окончательно, неясно до
сих пор. GSC ставят на 5 сентября - тогда выйдет второй патч. Хотя,
справедливости ради, всю ситуацию с Clear Sky лучше всего назвать
"лотереей". У некоторых приквел работает без вопиющих проблем (разве
что изредка подтормаживает) и вылетает всего пару раз. Но разве должен
покупатель полагаться на удачу, отдавая кровно заработанные деньги?
Разумеется, это абсурд!
И ведь что самое обидное, у "Чистого
неба" действительно есть потенциал. В те редкие моменты, когда приквел
показывает свое человеческое лицо, играть действительно интересно.
S.T.A.L.K.E.R. цепляет за живое. В то же время, терпеть все лишения
ради "сталкерского" духа и атмосферы Зоны - это перебор. Вряд ли хоть
одна игра заслуживает таких жертв.
Чистое небо
Хоть
разработчики и сосредоточили внимание на войне группировок и хитром
поиске артефактов, живое окружение - одна из главных причин купить
новый S.T.A.L.K.E.R.. У оригинала с этим как-то не сложилось: и
технологии, вроде, были на уровне, и дизайн подходящий, но все равно
Зона выглядела какой-то мертвой. Будто безымянный фотограф запечатлел
на пленку ключевые декорации, а затем их просто размножили. В приквеле
все по-другому. На первом же уровне можно впасть в продолжительную
прострацию. Болота выглядят именно так, как рисует их ваше воображение.
Кочки, камыш выше пояса, радиоактивная вода, узкие тропы, редкие
хижины, сторожевые вышки, какой-то завод вдалеке. И все это овеяно
туманом, дымчатая пелена тянется прямо за горизонт, и окинуть
окрестности взором получается, лишь взобравшись на возвышенность. В
этом месте пара часов пролетает, как один миг. Кажется, будто только
начал играть, а уже прикончил несколько стай переросших хряков и
разобрался с бандитами. Еще авторы что-то сделали с солнечными лучами,
дабы они выглядели как можно эффектнее, и во время перезарядки объекты
вдали специально "замыливаются", а взгляд концентрируется на оружии.
Графика, конечно, не поражает воображение (хотя и дружит с DirectX 10),
но благодаря таким деталям выглядит впечатляюще.
Да и не столь
важны здесь спецэффекты - мир Clear Sky состоит из мелочей.
Переработанный интерфейс и инвентарь - казалось бы, капля в море, но в
ту самую "живую" картинку свой посильный вклад вносит. Невероятно
удобным в обращении оказался PDA. Теперь найти нужное задание,
вспомнить важный диалог или разобраться с конкретной группировкой
удается буквально за пару секунд. "Чистое небо" скроено из новых и
старых уровней примерно в равных пропорциях, причем знакомые антуражи
пришлись весьма кстати. Обновленный Кордон от своего аналога отличается
новыми тропами, тайниками и ловушками, а также "черной дырой" над
мостом. Благодаря изменившемуся визуальному стилю он и выглядит гораздо
интереснее. Из совершенно свежих локаций наряду с Болотами стоит
отметить Лиманск - заброшенный уютный городок, эдакий привет из 80-х. С
ним, правда, вышла небольшая осечка: как бы вы ни хотели назвать Clear
Sky шутером с открытым миром, Лиманск - это типичный "коридор",
проложенный среди домов.
Некоторая замкнутость - не то чтобы
вопиющий недостаток, но при общем прицеле на "открытость" хотелось бы
больше свободы. С другой стороны, вдоволь находиться вы можете и на
предыдущих локациях. Здорово набрав в плане жизненности картинки, Clear
Sky заметно прибавил очков и по другому параметру - вовлеченности. С
этим не было проблем еще у Shadow of Chernobyl, но "Чистое небо" -
натуральное воплощение принципов Fallout. Как признались разработчики
из Bethesda Softworks, сила третьей и предыдущих частей самой
знаменитой постапокалиптической RPG в том, что рано или поздно у вас
взыграет любопытство. Заметив вдалеке высоченную башню, вы не откажете
себе в удовольствии подобраться поближе и проникнуть внутрь. Clear Sky
функционирует на тех же идеях. Бредя темной ночью (а они теперь стали
гораздо "чернее") по Свалке и увидев странное зеленое свечение, трудно
удержаться и не подобраться поближе к подозрительному болоту. Такая
вылазка чревата последствиями от простого облучения до стычки с
мутантами, но так даже интереснее! Не меньшее любопытство вызывает и
огонек костра вдали. Там точно греются бандиты, но вдруг у них
припрятан редкий артефакт или мощная винтовка?
Из таких
приключений и складывается атмосфера Clear Sky. Жаль только,
путешествия порой превращаются в настоящие муки. В GSC словно трудилось
две команды дизайнеров. Одна соорудила локации с умеренным количеством
врагов. Другая же придумала ставить блок-посты перед входами на
очередной уровень. Хуже всего при переходе с Болот на Кордон: там вас
сразу встречает целая застава и "неубиваемый" пулемет. Приходится нудно
и долго выбирать нужную тактику, выманивать солдат и перебежками
метаться между деревьями и валунами. Угадать, за какой осиной вас
прошьет насквозь, а за какой все-таки можно спрятаться, можно только
эмпирическим путем. Честная баллистика и прострел поверхностей в
"Чистом небе" действует очень избирательно. С противниками она, похоже,
вообще не работает. По-прежнему рядовой бандюга выдерживает целый
автоматный рожок - даже если оружие усовершенствовано (модернизация
значительно продвинулась вперед), у пуль просто кошмарный разброс. Оно,
конечно, понятно: "ствол" старый, поднят с невесть сколько пролежавшего
трупа, патроны отсырели, но не до такой же степени! Вместо грамотной
перестрелки стычка с врагом оборачивается смесью лотереи с
изворотливостью. Очень важно постоянно бегать - своим орлиным зрением
бойцы замечают героя даже через кусты. И, повинуясь зову улучшенной
системы A-life, даже преследуют его. Впрочем, самое заметное улучшение
- противники теперь навострились кидать гранаты, что и делают с
превеликим удовольствием. Особенно веселят выкрики из разряда "Лови
лимончик" вперемежку с руганью. Правда, собственными гранатами герою
редко удается кого-то укокошить - вся их ценность сводится на "нет".
За хабар!
Обещанная
война группировок получилась в итоге не такой интересной, как
представлялась. Да и ошибки все портят, хотя поучаствовать в борьбе
фракций, безусловно, любопытно. Вступать в них не обязательно, и если
хотите, можете игнорировать распри. Но, во-первых, война приносит
неплохие барыши, а во-вторых, после победы вашей "партии" бродить по
Зоне станет чуточку безопаснее. Боевые действия предполагают захват
определенных точек. Выглядит это примерно так: командир обозначает
следующее место удара, и туда выдвигается отряд бойцов. Затем
начинается ожесточенная перестрелка, в которую очень удачно впишетесь и
вы. Проблема в том, что иной раз на войну отправляются до зубов
вооруженные "киборги" в экзоскелетах и буквально сминают врага, а в
следующей стычке вам в помощь выдают пару хлипких новичков. Получается,
что участие героя либо чисто символическое, либо ему в одиночку
приходится вырезать человек пятнадцать.
Другое важное
изменение в приквеле - отношение к артефактам. В оригинальном Shadow of
Chernobyl подарки Зоны валялись буквально под ногами - только руку
протяни. В Clear Sky они стали по-настоящему редкими и уникальными
вещами. За ними теперь идет целая охота. Что-то ценное может скрываться
внутри аномалии - здесь нужно воспользоваться специальным детектором. В
зависимости от типа, он или покажет примерное расстояние до артефакта
(если тот вообще есть поблизости), или прямо подсветит его.
"Чистое
небо" - это тоже в какой-то степени редкий артефакт, заброшенный
прямиком в аномалию. Аномалию из ошибок, тормозов, вылетов и прочих
неприятностей. Но решитесь ли вы копаться в такой куче мусора, чтобы
выудить драгоценный камень? Попытаться стоит, ну а если все равно
ничего не выходит - новые патчи не за горами. Вот только многие ли
решатся купить третий S.T.A.L.K.E.R. в день релиза?